Навигация

Искусство водить корабль или самолет, учитывая склонение магнитной стрелки и другие условия, называется навигацией (от латинского слова «навис» — корабль. Навигацией также называют и период, в течение которого возможно судоходство).

Надо, однако, сказать, что на современных кораблях, построенных почти целиком из железа, компас не может показывать правильное направление магнитного меридиана, так как на него действует магнетизм судового железа. Это легко понять, если взять компас, заметить направление магнитной стрелки и затем приблизить к нему какой-нибудь железный предмет. Компас перестает показывать правильное направление: север — юг. Это явление — отклонение стрелки от действительного направления магнитного меридиана под действием судового железа — называется девиацией (от латинского слова «девиацио» — уклонение).



Для уничтожения девиации компаса разработаны различные способы. Так, например, вокруг компаса на судне располагают железные шары и магниты, магнитное поле которых может компенсировать (уравновесить) магнетизм судового железа, и поэтому компас показывает правильное направление магнитной стрелки. Вопрос об уничтожении девиации компаса разработал знаменитый русский ученый А. Н. Крылов.

Для того чтобы иметь полное представление о земном магнитном поле в данном месте, кроме магнитного склонения, надо знать также магнитное наклонение и напряженность магнитного поля.

Так как магнитные полюсы находятся внутри Земли, то магнитная стрелка, подвешенная по центру тяжести, стоит не горизонтально, а наклонена к горизонту.

Угол этого наклона называется магнитным наклонением. С приближением к магнитному полюсу угол магнитного наклонения увеличивается. На магнитном полюсе магнитная стрелка принимает вертикальное положение; магнитное наклонение здесь равно 90°.

В разных точках магнитного поля сила магнитного притяжения различна, поэтому говорят о напряженности магнитного поля. Чем больше напряженность магнитного поля, тем сильнее магнитное притяжение.

Добавить комментарий