Как был потерян день первыми кругосветными путешественниками

В 1522 г. корабль «Виктория», единственный уцелевший из пяти кораблей флотилии Магеллана, вернулся в Испанию, совершив первое кругосветное плавание.

Радуясь возвращению домой, моряки, серьезно озадачились тем, что в пути у них пропал один день. Выяснилось это еще в бухте о-ва Сантьягу, одного из островов недалеко от острова Зеленого мыса Африки, куда путешественники заходили за продовольствием.

На судне день возвращения мореплавателей считали средой, а местные жители — четвергом. Капитан Себастьян Эль-Кано, заменивший Магеллана после его смерти, и участник плавания Антонио Пигафетта, который вел подробный дневник, ничего не могли понять, хотя тщательно проверяли ежедневные записи в судовом журнале, стараясь найти ошибку. Несмотря на все старания, им так и не удалось найти «пропавший день».

Лишь позже установили, что первые кругосветные путешественники в «потере» дня не были виноваты.

Чтобы представить себе, как это произошло, проделаем следующий опыт: вообразите, что вы находитесь на большой вращающейся площадке. Стоя на месте, вы сделаете столько оборотов вокруг оси вращения, сколько и площадка. Если вы пойдете в направлении вращения площадки и обойдете ее один раз, то вы сделаете столько же оборотов вокруг оси, сколько и площадка, да плюс еще один. Если вы обойдете площадку один раз в противоположном направлении, то окажется, что вы сделали вокруг оси вращения на один оборот меньше, чем сама площадка. То же происходит и с путешествующими вокруг Земли. Корабли Магеллана вышли из Европы на запад, в направлении против движения Земли вокруг оси, и вернулись с востока. За это время Земля сделала определенное число оборотов, а мореплаватели — на один оборот меньше, поэтому они и насчитали на одни сутки меньше, чем те, кто оставался на месте. У русской экспедиции, открывшей Антарктиду, оказался один «лишний» день, потому что мореплаватели от Рио-де-Жанейро поплыли на восток и вернулись в этот же порт с запада. Начальник экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузен в связи с этим писал в дневнике: «Мы прошли 360° кругом света. От ежедневного ускорения полдня составилось 24 часа, почему я приказал на шлюпе «Восток» считать третьим числом февраля два дня сряду и об исполнении сего на шлюпе «Мирном» сделал сигнал телеграфом. Матросы наши слыхали о таковых переменах от собратий своих, возвратившихся из путешествий вокруг света, но полагали, что издалека возвращающиеся путешественники, дабы обращать на себя большее внимание, непременно должны рассказывать небывалое...»

Чтобы избежать путаницы с днями недели, по между народному соглашению установили линию изменения дат. Эта международная «граница дат» проведена в обход населенных пунктов, приблизительно по 180-му меридиану от Гринвича.

Суда, идущие, например, из Владивостока в Сан-Франциско, т. е. с запада на восток, пересекая эту линию, считают один и тот же день два раза.

Если какое-то судно проходит границу второго ноября в среду, ( то следующий день на корабле считается не 3 ноября и не четвергом, а снова 2 ноября — средой. Если же суда идут в обратном направлении — из Сан-Франциско во Владивосток, тогда моряки пропускают один день и после 2 ноября сразу считают 4 ноября. Так удается избежать путаницы с календарем.

Добавить комментарий